Бумажные обои - дань традиции

. Опубликовано в Дом и интерьер

Бумажные обои - дань традиции

Вероятно, многим из нас бумажные обои кажутся не более чем данью традиции. Но на самом деле технологии их производства шагнули далеко вперёд. И благодаря этому бумажные покрытия можно клеить на ранее запрещённой кухне, причём располагая полотна встык, а не внахлёст. Ведь низкая водостойкость и усадка материала остались в прошлом.

Впрочем, если говорить о самом простом тонком однослойном материале, или «симплексе» (от лат. simplex - простой), то мнение, что бумажные обои морально устарели, будет абсолютно верным. «Симплекс» сложен в работе: тонкая бумага после нанесения клея размокает и с трудом разглаживается на стене (подложке), заломы и пузыри искажают рисунок. Кстати, в случае с гладкими бумажными обоями рисунок печатается на грубой (малобюджетное покрытие) или загрунтованной специальными светостойкими составами (дорогой материал) бумаге типографским способом (чаще это высокая печать) или вручную. Для структурных покрытий способ производства будет другим: на бумажную основу методом ротационной трафаретной печати наносят густотёртую краску.

Но вернёмся к поклейке однослойных бумажных обоев. Подложку (стены) нужно тщательно подготовить: зашпаклевать все трещины, после чего вывести (выровнять) поверхность практически в ноль. При высыхании «симплекс» снова начинает капризничать и изменять свои размеры, но теперь уже усаживаться Соответственно, полотна следует располагать внахлёст. Однако даже у этого материала есть несколько весьма существенных достоинств. Это экологичность, которая намного выше, чем у любых других, более технологически состоявшихся покрытий, хорошая паропроницаемость и чаще всего - низкая цена.

Вышеназванных недостатков лишены более совершенные двухслойные (а иногда и трёхслойные) бумажные обои, или «дуплекс» (от лат. duplex - двойной). Они не размокают под воздействием клея, так что не деформируются и легко фиксируются на поверхности.

При этом положительные свойства исходного материала полностью сохранены и даже приумножены. Например, за счёт второго слоя бумаги немного повышаются звуко- и термоизолирующие характеристики. «Дуплекс», вернее его верхний бумажный слой, нередко также грунтуется специальными составами, которые не дают материалу выгорать на солнце или же повышают влагостойкость.

Среди других приятных моментов отметим высокую декоративность многослойных бумажных обоев. Орнамент и узор может быть любым: цветочным, геометрическим, гротескным. Кроме того, для придания покрытию объёма применяются различные виды тиснения. В общих чертах технология выглядит так: два соединённых (склеенных) бумажных полотна во влажном состоянии проходят сквозь валики с рельефным позитивным и негативным рисунком, за счёт чего приобретают заданный (простой или сложный) рельеф. До или после тиснения лицевая сторона двухслойного покрытия окрашивается. Отдельно следует упомянуть так называемые кашированные обои с тиснением в регистр (по рисунку). Они изготавливаются немного иначе, чем все прочие тиснёные дуплексные обои. Сначала на один из бумажных слоёв наносится рисунок, после чего этот слой склеивают с основой и всё вместе пропускают сквозь валики, выполняя тиснение в регистр. В итоге приобретённый покрытием рельеф полностью соответствует ранее напечатанному узору, причём тиснение идёт как по верхнему бумажному слою, так и по подложке.

Весьма разнообразны также материалы, благодаря которым на обоях появляется оттенок и рисунок, и способы их нанесения. Гладкий узор создают с помощью жидких составов, рельефный - посредством пастообразных красок. Наносится он либо бархатистыми флоковыми чернилами (и покрытие получается похожим на велюр), либо красками с добавлением натурального жемчужного пигмента - перламутра. Тогда бумажные обои превращаются в «шёлковые».

Наконец, есть ещё одна разновидность бумажных покрытий - пенообои. Технологии производства «дуплекса» и пенообоев очень похожи. Но есть и различия. В случае пенообоев два полотна склеиваются между собой, затем на лицевую поверхность полученной основы неравномерно наносятся акриловые полимеры, после чего весь «пирог» подвергается воздействию высокой температуры. Акриловые сополимеры вспениваются, образуя устойчивый к истиранию и воздействию влаги рельефный рисунок. Благодаря акриловому напылению бумажные обои приобретают широкую палитру рельефных рисунков и, что самое интересное, объём. Он позволяет скрыть имеющиеся на стенах незначительные неровности. Что же до утраты экологичности и паропроницаемости, то акриловые частицы наносятся на полотно не сплошным слоем, а фрагментарно. Иными словами, бумажное покрытие, пусть оно и немного модифицировано, по-прежнему продолжает «дышать».

Особняком в ряду бумажных обоев стоят покрытия под покраску. Они очень похожи на «дуплекс». Правда, их толщина и плотность существенно выше, благодаря чему при нанесении клея, а затем и краски они практически не деформируются (в отличие от обычных гладких обоев). Пропитка - специальный водоотталкивающий состав - позволяет бумажным материалам сохранять свою водостойкость даже при многократном перекрашивании.

Отдельная разновидность структурных бумажных обоев - грубоволокнистые покрытия. Рельеф на их поверхности возникает не благодаря технологическому «профилированию» (тому или иному виду тиснения), а за счёт древесной стружки (отходов деревообрабатывающего производства), помещённой между двумя гладкими слоями. При этом структура покрытия, что очевидно, напрямую зависит от размеров стружки.

Обновлять цвет бумажных покрытий под покраску можно 5-15 раз, используя для этих целей краску на водной основе. В принципе допускается и нанесение лакокрасочного материала на том или ином органическом разбавителе. Но в этом случае мы значительно снижаем экологичность и паропроницаемость настенного покрытия.

Что ни говори, бумажные обои не следует сбрасывать со счетов. Недаром же и отечественные, и зарубежные производители уделяют столько времени совершенствованию их изготовления, стремясь добиться максимальной износостойкости без использования поливинилхлоридного защитного слоя.