Власть матерей

. Опубликовано в Путешествия

Власть матерей

На Земле все еще есть места, где женщины считаются главой семьи и доминируют в обществе.

Мексика

Город Хучитан на юго-востоке Мексики сопротивляется мужскому господству. Главой рода здесь считается женщина, по женской линии наследуются фамилия и имущество. Женщины Хучитана активно участвуют и в общественной жизни - Худит Лопес, например, организовала ассоциацию по борьбе со СПИДом.

Гвинея-Бисау

Каньябаке издавна славится бунтарским духом. Один из самых маленьких островов архипелага Бижагош, расположенного у побережья Гвинеи-Бисау, упорно сопротивлялся португальским колонизаторам и сумел сохранить свои традиции наследования по материнской линии. Имена для детей здесь выбирают матери. И вступление в брак вовсе не означает, что супруги будут жить вместе, а муж получит хоть какую-то власть в семье. Мужчинам на Каньябаке отводятся только политические функции. В некоторых поселениях - как, например, в деревне Инарей на севере острова - правит король, которого называют «ороньо». Однако этого короля выбирает местный женсовет. И ему приходится учитывать мнение «окинка» - жрицы, которую он назначает по предложению женсовета. Она должна быть уроженкой деревни и пройти (как и все остальные женщины) через ритуал инициации. В конце этого ритуала в женщину, по местным поверьям, вселяется дух умершего мальчика - того, кто не прошел аналогичного мужского обряда. Жрица, вступившая в связь с духами, становится неприкосновенной и пользуется всеобщим уважением.

Мексика

Хучитан - небольшой город в штате Оахака на юге Мексики, один из центров древней культуры сапотеков. Этот народ относится к коренному населению и говорит на своем языке. В их обществе доминируют женщины, несмотря на глубоко укоренившийся в Мексике католицизм. В Хучитане наследство передается по материнской линии, да и экономической опорой города являются женщины. Здесь говорят, что 46 тысяч мужчин-рыбаков, ремесленников и крестьян - не выжили бы без 48 тысяч «текас» - женщин, которые умело превращают плоды мужского труда в деньги, занимаясь торговлей и финансами. Здоровье общества тоже находится в женских руках: целительницы передают свои знания только дочерям. О сохранении языка сапотеков опять-таки заботятся женщины - матери и учительницы. Есть в их обществе и те, кто играет совершенно необычную социальную роль, - бисексуальные «муше», с которыми приобретают свой первый сексуальный опыт юноши Хучитана. Благодаря «муше» девочки остаются девственницами до свадьбы.

Индонезия

Минангкабау - живой пример того, что ислам вполне может уживаться с доминированием женщин. Этот индонезийский народ насчитывает пять миллионов человек, четыре из них живут на острове Суматра. Минанкабау исповедуют ислам, но при этом уважают адат - свод традиций, уходящих корнями в доисламские верования. Законы здешнего адата гласят, что земля, имущество и имена должны передаваться от матери к дочери. В день свадьбы невеста забирает жениха из его дома, чтобы ввести в свою семью. При разводе все имущество достается женщине, с нею же остаются и дети. Мальчики в семь лет покидают материнский дом, чтобы пройти обучение в одном из религиозных центров. В юношеском возрасте они уезжают за границу, работают там и обучаются различным профессиям, а затем возвращаются в свои деревни. Здесь их принимают в мужской совет, которым руководят «мамакс» - дяди по материнской линии. Это единственный официальный «титул», которым награждают мужчин.

США

Наваха - крупнейшее индейское племя в США. В их обширной резервации живет 300 тысяч человек. В этом матриархальном обществе для женщин предусмотрено множество должностей, званий и церемоний. Например, в столице резервации, городе Уиндоу-Рок, выбирают «мисс Наваха» - посланницу племени. А все девочки после первой менструации проходят через ритуал «кинаальда». Эта важнейшая церемония, в ходе которой девочки получают свое священное имя и объявляются женщинами, остается неизменной вот уже 500 лет. Начинается она в хогане - традиционном круглом глинобитном жилище. Девочка находится там четыре дня, и все это время женщины из ее семьи подносят ей украшения, платья и кожаные мокасины. Сама она в это время должна молоть зерно и месить тесто, а затем правильно разделать ягненка. В последнюю ночь в хоган при ходят шаман и ближайшие родственники девочки. Все они участвуют в заключительной церемонии, в завершение которой будущая женщина, очистившаяся и соединившая ся с душами предков, бежит к горизонту, преследуемая старшими двоюродными сестрами, пока у нее не иссякнут силы. Затем она должна поднять и разрезать кукурузную лепешку, которую весь день выпекали в земляной печи. В этот момент шаман объявляет ее женщиной и призывает в будущем передать свои знания дочерям.

Кения

«Тумай» на языке суахили означает «надежда». Подходящее название для деревни, которую в 2001 году основали 30 женщин из племени самбуру, не желая более мириться с агрессией, исходящей от мужчин. Образцом им послужила Умоджа, соседняя «женская деревня», существую щая с 1995 года. Сейчас в Тумае, что в 400 километрах от Найроби, живут 60 женщин. Сексуальные контакты с мужчинами разрешены, но за пределами поселения. Мальчики, родившиеся в Тумае, должны будут покинуть деревню, когда им исполнится 16 лет. А девочки останутся. И не будут подвергнуты обрезанию, как это принято во многих регионах Кении. Все общественные вопросы обсуждаются на общем собрании, которое выслушивает мнение каждой жительницы деревни. Там же принимается решение о том, пускать ли в Тумай новеньких. Единственное условие, которое должны выполнить будущие поселенки, - развестись с мужем.